Центральный научно-исследовательский
институт машиностроения
EN RU

Новости

Рассекречено: Лунная колея

17.11.2020

Пятьдесят лет назад на поверхность Луны мягко опустилась тяжелая автоматическая станция «Луна-17». После первого радиосеанса и передачи на Землю фототелевизионной панорамы окружающей местности посадочная платформа развернула трапы, по которым на пыльный каменистый грунт съехал аппарат на восьми ажурных колесах. Так началась миссия «Лунохода-1» — первой в мире телеуправляемой передвижной научной лаборатории для исследования Луны, имя которой стало нарицательным и вошло во всемирный лексикон наряду со словами «Спутник» и «Гагарин».

Госкорпорация «Роскосмос» представляет новый комплект рассекреченных материалов, рассказывающих о разработке и запуске этого уникального космического объекта. Подборка содержит министерские и ведомственные документы, протоколы производственных совещаний, отчетную документацию и фрагменты переписки участников работ с руководством ракетно-космической отрасли.

В рамках советской лунной программы проект аппарата для перемещения по поверхности иной планеты был разработан специалистами Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством Сергея Павловича Королёва и передан для реализации на Машиностроительный завод имени Лавочкина, главным конструктором которого незадолго до этого был назначен Георгий Николаевич Бабакин. Самоходное шасси для аппарата создали инженеры Всесоюзного научно-исследовательского института транспортной машиностроения (ВНИИтрансмаш) под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.

По первоначальному замыслу, самоходному аппарата предстояло в телеуправляемом режиме исследовать район предстоящей высадки космонавтов на Луну, после чего исполнить роль радиомаяка для управления прилунением пилотируемого корабля проекта Н1-Л3. Однако после пересмотра программы Луноход был переориентирован для беспилотной исследовательской работы на поверхности естественного спутника Земли. Ему была поставлена задача дистанционного сбора информации для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения, химического состава и физических свойств лунного грунта.

В отсутствие мощных и компактных компьютеров Луноход управлялся с Земли по радиоканалу. Он имел телекамеры, которые передавали изображение окружающей поверхности в Центр управления полетам. Управление аппаратом осуществляли несколько сменных наземных экипажей, которые состояли из командира, водителя, бортинженера, штурмана и оператора наведения антенны. Водитель управлял движением, штурман выполнял навигационные расчеты, бортинженер контролировал состояние аппаратуры, а оператор антенны следил за ее правильной ориентацией. Общее руководство осуществлял командир, который принимал решения на основании сообщений членов команды.

За 301 сутки 6 часов 37 минут аппарат преодолел по лунной поверхности расстояние 10 540 м, обследовав площадь в 80 тысяч квадратных метров, отработав 537 циклов определения физико-механических свойств поверхности и выполнив химический анализ лунного грунта в 25 точках. На Землю были переданы более 200 лунных панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения.

Госкорпорация «Роскосмос» благодарит за сотрудничество в подготовке публикации Департамент по обеспечению деятельности Архива Президента РФ и его директора И.В. Кузнецову, Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив научно-технической документации», его директора М.А. Власову и советника Н.В. Селюкину, НПО Лавочкина и его генерального директора В.А. Колмыкова, ЦНИИмаш и его генерального директора С.В. Коблова, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук, его директора академика Ю.А. Костицына и заведующего отделом планетных исследований и космохимии ГЕОХИ РАН академика М.Я. Марова.

https://www.roscosmos.ru/29548/