Центральный научно-исследовательский
институт машиностроения
EN RU

Первый водитель Гагарина

Посёлок Чкаловский Щёлковского района – особое место на карте Московской области. Особенность придает ему близость к Звёздному городку – обители всех космонавтов нашей страны. Многие из жителей, так или иначе, связаны с авиацией и космосом. Идя по улице, обращаешь внимание на мемориальные доски с указанием имен Героев Советского Союза, размещённые на многих домах. В одном из таких домов и проживает Николай Иванович Митрохин с женой Марьей Ивановной. По соседству с ними жили Герои Советского Союза Борис Борисович Глинка и лётчик-космонавт Владимир Михайлович Комаров. А окна квартиры Митрохиных выходят как раз на дом, в котором когда-то проживал Юрий Алексеевич Гагарин со своей семьёй. Впечатление такое, что в этом удивительном городке всё и все рядом.

Н.И. Митрохин – первый водитель Ю.А. Гагарина

Н.И. Митрохин – первый водитель Ю.А. Гагарина

Николай Иванович родился в 1936 году в селе Старо-Пластиково Чучковского района Рязанской области. Отец его защищал Родину и погиб во время Великой Отечественной войны. Николай Иванович был младшим ребенком в семье. После семилетнего обучения в сельской школе в возрасте шестнадцати лет он покинул родную Рязанщину и переехал в посёлок Фрязино Московской области. До призыва в армию получил специальность слесаря-сантехника. Армейская служба началась на Казахстанской целине, а продолжилась в Маньчжурии на станции Даурия, где он был водителем грузовика ГАЗ-69, в котором находилась секретная беспроводная радиостанция. После армии вернулся во Фрязино, устроился на работу в в/ч 26266 (ныне это известный Центр подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина в Звёздном городке). Выбранная в молодости профессия водителя полюбилась. Митрохин и сегодня с чувством сдержанного достоинства вспоминает о многолетнем стаже безаварийного вождения. Именно благодаря этому мастерству и предрасположенности к аккуратному и безупречному вождению автомобиля Николай Митрохин обратил на себя внимание сослуживцев, и однажды ему было доверено стать личным водителем самого Юрия Алексеевича Гагарина.

Это было очень интересное время. Когда в Центр привезли первых будущих космонавтов, мы с огромным интересом наблюдали за тем, чем они занимаются и чему их обучают. Тогда ещё и подумать никто не мог, что пройдёт какое-то время, и наш соотечественник Юрий Гагарин полетит в космос.

Водителями в ЦПК нас работало три человека: я и двое моих друзей: Александр Иванович Николин и Борис Иванович Савин, у всех у нас была секретность, и мы всегда были, что называется, «начеку». Выходных практически не было, в любое время могли позвонить и вызвать на работу, поэтому чувство ответственности нас не покидало никогда.

Водители ЦПК А.И. Николин, Н.И. Митрохин, Б.И. Савин (слева направо)

Водители ЦПК: А.И. Николин, Н.И. Митрохин, Б.И. Савин (слева направо)

В начале 1960 года нам пригнали «Победу» после капремонта, и на ней я сначала возил первого начальника Центра подготовки космонавтов Е.А. Карпова. От Евгения Анатольевича у меня остались прекрасные воспоминания и билет, дающий право прохода на Красную площадь 14 апреля 1961 года.

Пропуск на Красную площадь 14 апреля 1961 г. на имя Н.И. Митрохина

Пропуск на Красную площадь 14 апреля 1961 г. на имя Н.И. Митрохина

Я в тот день поехал вместе с ним на митинг, но при проходе через кордоны выяснилось, что при себе надо иметь паспорт, а его у меня, как назло, не оказалось. Однако благодаря уговорам Карпова и авторитету его должности меня благополучно пропустили, и я попал на главную площадь страны в такой знаменательный день. И сейчас помню этот восторг и радость всех собравшихся при встрече нашего космического первенца. Было приятно вновь испытать эти впечатления во время показа фильма «Первый рейс к звёздам» в кинотеатре «Ударник», на который мы ходили вместе с Гагариным.

Вскоре после успешного полёта Гагарина Николая Митрохина назначают его личным водителем. Николаем Ивановичем овладела целая гамма чувств: волнение, радость и, конечно же, величайшая ответственность! Старую «Победу» поменяли на новую «Волгу» (ГАЗ-21) второго выпуска с салоном бирюзового цвета. На ней Митрохин и возил Гагарина на протяжении четырёх лет. Поездки были частыми и в основном по Москве и Московской области. Первый космонавт СССР Гагарин и его личный водитель Митрохин много времени проводили вместе, и у них сложились добросердечные, доверительные отношения.

Это был потрясающе красивый во всем человек, настоящий, с огромной и доброй русской душой. Он был очень внимательным, чутким и простым в обхождении. Никогда, что называется, не заносился, не зазнавался, хотя его популярности и известности могли бы позавидовать многие. Я помню целый ряд случаев, когда около его подъезда собирались толпы людей, приезжавших со всей страны с просьбами о помощи в разного рода делах, и он старался не отказывать и всём помочь, как мог.

Помню, как Гагарин отправился в райисполком Краснопресненского района Москвы, узнав, что его первая учительница переехала в город и живёт в полуподвальном помещении. Юрий Алексеевич смог добиться новой квартиры для своей учительницы. И подобных случаев было множество. Неоднократно к нему приезжали земляки из Смоленской области. Тут он, конечно, делал всё возможное, чтобы не оставить в обиде или в беде «малую Родину»: старушек, соседок навещал, для колхозов области в вышестоящих инстанциях технику выпрашивал. Да что говорить: каким был Гагарин, таких больше не встречал я в своей жизни!

Николай Иванович Митрохин давал подписку о неразглашении на двадцать пять лет. И даже тогда, когда гражданских водителей сменили военнослужащие, пережитое за все эти четыре года он хранил долго в уголках своей памяти. И сегодня с нескрываемым волнением он вспоминает о той счастливой и незабываемой для него поре жизни на «Гагаринской орбите», хотя с тех пор прошло полвека.

Н.И. Митрохин и Ю.А. Гагарин

Фотографии: пресс-служба АО «ЦНИИмаш», семейный архив Н.И. Митрохина