Central Research Institute
for Machine Building

Menu of the center
EN RU

Safety in Space

Warning Automated System of Hazardous Situations in near-Earth Space (NES ASPOS) has been launched at MCC to implement the Russian Federal Space Program. Its intended purpose is to ensure mission safety in near-Earth orbits under orbital debris mitigation (including anthropogenic pollution).

The System controls near-Earth space (NES), collects and processes data on more than 10-20 cm space objects, as well as analyses and forecasts the situation in NES to ensure safety.


  • warn against dangerous collisions in NES and uncontrolled deorbiting of spacecraft;
  • track deorbiting of space objects ceasing to exist in Earth orbit, and determine the time and possible area of its ground impact;
  • ensure safe near-Earth orbiting of all spacecraft of the Russian orbital group;
  • identify all dangerous approaches for active Russian spacecraft and provide such service for foreign commercial satellites.

Currently, over sixty states, international organizations and large satellite companies own and operate spacecraft. At the same time, there is a continuous increase in the number of participants in space activities.

As a result of such vigorous actions in NES there is a large number of anthropogenic substances, mostly – so called «space debris» - accomplishing its mission spacecraft, launch vehicle stages and boosters, launch operational elements, fragmentations of rocket and space technology objects and their parts, particles of anthropogenic substances in the orbits of Earth satellites. Most of the space debris objects, especially in the low-Earth orbits with altitudes up to 2000 km, are fragmentations of spacecraft and launch vehicle stages, resulting from the explosions and collisions of these objects in orbits. Uncontrolled deorbiting of large space objects poses a great threat to humanity, as far as having reached the Earth's surface those objects can cause significant damage and lead to casualties among the population in the areas of their ground impact.

The NES ASPOS system has been developed and improved to minimize the threats of near-Earth space debris.

In addition to ballistics and monitoring of the situation in near-Earth space, the NES ASPOS system collects, processes and transfers information on solar and geomagnetic activity, including warnings against rapid changes in the basic parameters of space weather used when estimating the impact on onboard equipment and ballistic calculations.

The data obtained by the NES ASPOS system are stored in the main information and analytical center (MIAC) of the system, sent at the request of consumers and published in regular reviews of events in near-Earth space.

Currently, the Automated system is undergoing significant improvements due to the introduction of new specialized optoelectronic means of observing space objects, software and hardware maintenance and new software development to solve large-scale system tasks. The information exchange with data sources in the country and abroad concerning space objects and the situation in near-Earth space is being developed at a high rate, and the System’s ability to deliver current information to consumers is being improved.

The process of interaction and data exchange with all the leading space agencies of the world is being worked out to create the international data exchange system regarding the situation in NES.

Безопасность в космосе

В целях выполнения Федеральной космической программы России в ЦУП развёрнута и эксплуатируется Автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП). Её предназначением является обеспечение безопасности полётов космических аппаратов (КА) на околоземных орбитах в условиях их засорения космическим мусором (объектами техногенного происхождения).

Система осуществляет контроль околоземного космического пространства (ОКП), сбор и обработку информации по космическим объектам (КО) с линейным размером более 10-20 см, а также анализ и прогнозирование обстановки в ОКП для обеспечения безопасности космической деятельности.


  • предупреждение об опасных столкновениях в ОКП и неуправляемых сходах КА с орбиты;
  • сопровождение схода с орбиты прекращающих баллистическое существование космических объектов и определение времени и возможного района их падения на Землю;
  • обеспечение безопасности выведения на околоземные орбиты всех космических аппаратов российской орбитальной группировки;
  • выявление всех опасных сближений для действующих российских КА и предоставление таких возможностей для иностранных коммерческих спутников.

На сегодняшний день свыше 60 государств, международных организаций и крупных компаний спутниковой связи владеют космическими аппаратами и эксплуатируют их. При этом отмечается непрерывное увеличение числа участников космической деятельности.

Вследствие такой активной деятельности в околоземном космическом пространстве скопилось большое количество техногенного вещества, основную часть которого составляет, так называемый, «космический мусор» – это завершившие свою миссию космические аппараты (КА), ступени РН и разгонные блоки (РБ), операционные элементы запусков, фрагменты разрушений объектов ракетно-космической техники и их частей, частицы техногенного вещества, оставшиеся на орбитах искусственных спутников Земли. Значительную часть объектов космического мусора, особенно в низкоорбитальной области околоземного космического пространства на высотах до 2000 км, составляют фрагменты разрушения КА и ступеней РН, образовавшиеся в результате взрывов и столкновений этих объектов на орбитах. Большую угрозу представляют неуправляемые сходы с орбиты крупногабаритных космических объектов, которые, достигнув поверхности Земли, могут принести значительный ущерб и привести к жертвам среди населения в районах их падения.

Для минимизации угроз, связанных с нахождением космического мусора в околоземном космическом пространстве, создана и продолжает совершенствоваться система АСПОС ОКП.

Помимо мониторинга и баллистического анализа ситуации в околоземном космическом пространстве АСПОС ОКП осуществляет сбор, обработку и передачу информации о параметрах солнечной и геомагнитной активности, включая предупреждения о резких изменениях основных параметров космической погоды, используемой при оценке влияния на бортовую аппаратуру КА и при баллистических расчётах.

Полученные с помощью АСПОС ОКП данные хранятся в главном информационно – аналитическом центре (ГИАЦ) системы, рассылаются по запросу потребителей и отражаются в регулярно выпускаемых обзорах о событиях в ОКП.

В настоящее время автоматизированная система претерпевает значительные усовершенствования за счёт ввода в её состав новых специализированных оптико-электронных средств наблюдения за космическими объектами, доработки программно-аппаратных комплексов и разработки нового программного обеспечения для решения масштабных системных задач. Усиленными темпами развивается информационное взаимодействие с источниками информации в стране и за рубежом о космических объектах и обстановке в ОКП, совершенствуются возможности системы по доведению оперативной информации до потребителей.

Отрабатывается процесс взаимодействия и обмена данными со всеми ведущими космическими агентствами мира с целью создания международной системы обмена информацией об обстановке в ОКП.