Central Research Institute
for Machine Building
EN RU

Project Office ExoMars

ExoMars – a joint ESA-Roscosmos Mars exploration programme

Рис. 3 - разделение составного КА ЭкзоМарс-2020-КА.jpg
Spacecraft Composite

ExoMars is a joint European- Russian programme featuring orbital and surface studies aimed to search for evidence of past or present life on Mars. The programme is implemented through 2016 and 2020 ExoMars missions. ExoMars is executed in accordance with the Agreement between the European Space Agency and the Federal Space Agency (the Russian Federation) concerning Cooperation on Robotic Exploration of Mars and Other Bodies in the Solar System, of 14 March 2013.

The first ExoMars mission, launched 14 March 2016 by a Proton-M rocket, encompasses the ESA-developed Trace Gas Orbiter designed to analyse atmospheric trace gases and the Schiaparelli Entry, Descent and Landing Demonstrator Module (EDM) intended to test soft landing technologies and pursue surface science measurements. The Trace Gas Orbiter, successfully inserted into Mars orbit 19 October 2016, is currently fully operational - Schiaparelli, however, crash-landed on Mars.

The second ExoMars mission is due to be launched 26 July 2020. The Spacecraft Composite is comprised of a Carrier Module and a Descent Module and will be launched by a Proton-M. The task of the Carrier Module is to enable attitude control and operation of all components during cruise and the separation of the Descent Module at a pre-programmed point of the ballistic trajectory. The Descent Module incorporates a Landing Platform carrying a Rover. The Landing Platform is intended to ensure soft landing and to perform a series of science experiments after Rover egress. The main objective of the Rover is to conduct a number of scientific studies to search for biosignatures on Mars. The Carrier Module and the Rover are provided by ESA. The Descent Module including the Landing Platform is developed by Russian industries led by Lavochkin. The science payload is comprised of instruments developed by both Russian scientists (IKI) and European national research institutes. The scientific instruments will be installed both on the rover (9 devices, including 2 Russian ISEM and ADRON-RM), and on the landing platform (13 devices, including 2 European LaRa and HABIT).

The main focus within ExoMars is placed on cooperation between the space agencies and other project participants. In order to coordinate joint efforts and to enhance project management efficiency, Roscosmos decided to establish a Project Office.

The ExoMars Project Office was established at TsNIImash in October 2017. It supports the activities within the ESA-Roscosmos ExoMars Project Team, Task Forces and Working Groups, holds joint mission reviews and provides science & engineering support within domains involving European standards.

TsNIIMash lead experts are engaged in the Project Office operations. They monitor daily project activities at engineering and programmatic levels, provide expert, analytical and methodological support to Roscosmos and Lavochkin at all project phases. The Project Office relies on up-to-date methods of science & engineering support and project control, thus contributing to timely completion of the project activities within the approved budget.

Центральный научно-исследовательский
институт машиностроения
EN RU

Проектный офис "ЭкзоМарс"

Совместный Госкорпорации «Роскосмос» и Европейского космического агентства проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс»

Рис. 3 - разделение составного КА ЭкзоМарс-2020-КА.jpg
Составной космический аппарат "ЭкзоМарс-2020"

Проект «ЭкзоМарс» - это совместный российско-европейский проект по исследованию Марса с орбиты искусственного спутника и поверхности планеты, основной целью которого является поиск доказательств существования в прошлом и настоящем жизни на Марсе. Проект реализуется в два этапа с запусками космических аппаратов в 2016 и 2020 годах. Работы по проекту «ЭкзоМарс» проводятся в соответствии с Соглашением от 14 марта 2013 года между Федеральным космическим агентством (Российская Федерация) и Европейским космическим агентством (ЕКА) о сотрудничестве в исследовании Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами.

Первый этап проекта стартовал 14 марта 2016 года – ракетой-носителем «Протон-М» в космос был выведен космический аппарат (КА) ЕКА, состоящий из орбитального аппарата («Трейс Гас Орбитер»), предназначенного для исследований атмосферы Марса, и спускаемого аппарата («Скиапарелли»), предназначенного для отработки технологии мягкой посадки  и изучения поверхности Марса. Аппарат «Трейс Гас Орбитер» 19 октября 2016 года успешно вышел на орбиту спутника планеты и нормально функционирует до настоящего момента, однако мягкая посадка «Скиапарелли» не удалась – аппарат разбился.

Начало второго этапа запланировано на 25 июля 2020 года. Он предполагает запуск с помощью ракеты-носителя «Протон-М» составного космического аппарата, состоящего из перелётного модуля и десантного модуля. Задача перелётного модуля – обеспечение ориентации КА и функционирования всех элементов КА на этапе перелёта, а также обеспечение отделения десантного модуля в нужной точке баллистической траектории.  В состав десантного модуля входят посадочная платформа и установленный на ней марсоход. Задача посадочной платформы - обеспечение мягкой посадки на Марс и проведение серии научных экспериментов после схода с неё марсохода. Основное назначение марсохода - проведение серии научных экспериментов, задача которых – поиски биологически активной жизни на Марсе. Перелётный модуль и марсоход разрабатывают организации ЕКА. Десантный модуль с посадочной платформой разрабатывается российскими предприятиями – головной разработчик АО «НПО Лавочкина». Для научных исследований будут использованы научные приборы, разработанные как российскими специалистами (ИКИ РАН), так и европейскими национальными исследовательскими организациями. Приборы будут установлены как на марсоход (9 приборов, включая 2 российских ИСЕМ и АДРОН-РМ), так и на посадочную платформу (13 приборов, включая 2 европейских LaRa и HABIT).

При реализации проекта «ЭкзоМарс» особое внимание уделяется взаимодействию космических агентств и других участников проекта. Для координации совместных усилий, а также для повышения эффективности управления проектом, в Госкорпорации «Роскосмос» было принято решение о создании проектного офиса.

Проектный офис «ЭкзоМарс» был образован на базе ЦНИИмаш по приказу  Госкорпорации «Роскосмос» в октябре 2017 года с целью обеспечения деятельности экспертных, проектных и рабочих групп ГК «Роскосмос» – ЕКА, проведения совместных обзоров миссии, а также научно-технического сопровождения работ, выполняемых по европейским стандартам.

К деятельности проектного офиса привлекаются ведущие специалисты ЦНИИмаш. В их задачи входит ежедневный мониторинг проекта на техническом и программном уровне, оказание экспертной, информационно-аналитической и методической поддержки Госкорпорации «Роскосмос»  и головному исполнителю работ по данному проекту НПО имени С.А. Лавочкина на всех стадиях реализации проекта. Все работы ведутся с применением современных методов научно-технического сопровождения и контроля проектов, что должно способствовать их выполнению в установленные сроки и в пределах утверждённого бюджета.