Уткин Владимир Фёдорович «ЦНИИмаш – моя последняя любовь»

 

Воспоминания о В.Ф.Уткине по материалам книги «Генеральный конструктор»

 

Владимир Фёдорович УТКИНдиректор ЦНИИмаш в 1990–2000 гг., дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Российской Академии наук и Национальной Академии наук Украины, участник Великой Отечественной войны.  

 

    


ЦНИИМАШ – МОЯ ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

фрагменты интервью, которое В.Ф.Уткин дал А.Д.Брусиловскому в 1998 г.

 

Главное достижение – ЦНИИмаш сохранен как головная организация ракетно-космической отрасли. Коллектив не только не потерял свою работоспособность в традиционных областях техники, но и успешно осваивает новые её направления. В институте проводятся научно-исследовательские и экспериментальные работы, функционирует уникальная экспериментальная база... Развиваются новые, нетрадиционные для института сферы деятельности. Это опытно-конструкторские работы, освоение ключевых технологий ракетостроения и космонавтики, подготовка серийного производства перспективных электрических двигателей и др.

 

…Помню, как мы в КБ «Южное», чтобы обезопасить себя от точечных ударов американских «Першингов» (с дальностью в три тысячи километров), создавали необычные боевые железнодорожные комплексы – так называемые ракетные поезда. И в решении сложнейших задач, возникших при отработке этих уникальных комплексов, приняло участие отделение прочности ЦНИИмаш, возглавляемое хорошо известным в отрасли профессором Александром Васильевичем Кармишиным. На ЦНИИмаш было возложено решение очень непростой и весьма ответственной проблемы обеспечения живучести железнодорожного комплекса при вибрационном нагружении в течение длительного интервала времени. Естественно, потребовались испытания в условиях, приближенных к эксплуатационным. И чтобы не строить разорительную для бюджета специальную железнодорожную ветку, было предложено спроектировать вибрационный стенд и установить на нём железнодорожный вагон вместе с изделием (общая масса, между прочим, превышает 200 тонн). Но для этого понадобились лабораторный зал и испытательное оборудование, включая импортное, а стало быть, и финансирование, да ещё и валютное. Тут уж пришлось мне подключить министра общего машиностроения Олега Дмитриевича Бакланова и добиться от Госплана необходимого финансирования. На созданном в кратчайшие сроки уникальном вибрационном стенде был достигнут необходимый ресурс прочности комплекса, который благополучно и был сдан на вооружение. И в 1987 г. первый (а всего их было построено двенадцать) серийный поезд ушёл прямо на боевое дежурство с территории специальной сборочно-комплектовочной базы на Павлоградском механическом заводе. Так была решена важная задача повышения возможностей сдерживания потенциального противника... А мы с А.В.Кармишиным (в составе авторского коллектива) получили в 1984 г. авторское свидетельство на изобретение…

 

Первой конверсионной ракетой стала боевая «семёрка» С.П. Королёва. Её модификации вывели в космос и первый ИСЗ, и корабль Ю.А. Гагарина, и до сих пор работают как носители космических аппаратов. На несколько спадшей волне всеобщего интереса, вызванного достижениями С.П. Королёва, мы в КБЮ начали запускать с использованием боевых РН серию спутников «Космос». Главная опасность – не направить наукоёмкие производства и высокий научно-технический потенциал отраслевых НИИ на выполнение не свойственных им простейших функций.

 

Большой объём конверсионных работ в институте проводится в Центре исследований прочности, располагающем крупней_ шей в России универсальной экспериментальной базой. В частности, выполнен цикл работ в обеспечение безопасной эксплуатации металлоконструкций шлюзовых ворот судоходных каналов. В России насчитывается около 250 шлюзовых ворот, введённых в строй более сорока лет назад. В настоящий момент у многих из них почти исчерпан ресурс. Разрушение конструкций, удерживающих огромные массы воды водохранилищ, может привести к затоплению целых регионов. В ноябре 1994 г. разрушились ворота Пермского шлюза. К счастью, удалось избежать большой катастрофы.

 

ЦНИИмаш был привлечён департаментом речного транспорта Минтранса к обследованию многих шлюзовых металлоконструкций. В результате был выявлен ряд критических ситуаций, связанных с прочностью шлюзов, выданы рекомендации по их ремонту. В ходе работ был проведён, в частности, уникальный эксперимент на крупногабаритном натурном фрагменте металлоконструкции, выявивший предельную прочность и остаточный ресурс двустворчатых шлюзовых ворот. А в начале сентября 1997 г. в ЦНИИмаш вместе с руководителем службы речного флота мы провели межведомственное совещание по вопросам обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

 

В течение трёх лет ЦНИИмаш активно участвовал в решении проблем, связанных с обеспечением прочности и увеличением ресурса парогенераторов атомных электростанций. При проектном ресурсе в тридцать лет повреждения корпусов парогенераторов происходили через два-три года, а в отдельных случаях – через несколько месяцев после начала их эксплуатации. В ходе экспериментально-теоретических работ были установлены основные причины выхода из строя элементов парогенераторов и рекомендовано необходимое усовершенствование их конструкции.

 

Известно, сколь сложными являются строительно-монтажные работы, осуществляемые пилотами гражданской авиации. Достаточно вспомнить виртуозную работу экипажа противолодочного морского вертолёта Ка-32 в 1986 г. в условиях чрезвычайной ситуации (страшная трагедия в Чернобыле) по обследованию зараженной местности и ликвидации последствий аварии. Для изучения радиационной картины внутри аварийного блока в трещину, образовавшуюся в крыше развороченного блока, было необходимо максимум за 15 минут вставить стальную трубу (диаметром около 20 см и длиной 11 м), а в неё – «гирлянду» из нескольких датчиков. Подобные уникальные операции с помощью вертолёта под силу пилотам высочайшей квалификации, которых насчитывается всего лишь несколько человек как у нас в стране, так и за рубежом.

 

Принципиально упростить уникальные монтажные работы позволяет разработанная в нашем институте совместно с Институтом космических исследований РАН универсальная управляемая (на основе специально разработанного алгоритма) платформа, предназначенная для автоматической высокоточной установки груза при строительно-монтажных работах. Этот процесс может контролироваться с помощью стереотелевизионной системы наблюдения…

 

Рыночная экономика для ракетно-космической отрасли промышленности – трудно достижимый рубеж. Передовые ракетно-космические технологии до настоящего времени на внутреннем рынке практически не востребованы в других отраслях промышленности из-за общего катастрофического спада производства. Международный рынок космических товаров и услуг промышленностью России осваивается слабо, хотя отдельные примеры использования РН «Протон», «Союз», пилотируемой станции «Мир», ракетных двигателей РД-180 вселяют оптимизм и дают возможность поддерживать промышленность России за счёт внебюджетных финансовых источников.

 

Оставаясь государственной организацией, ЦНИИмаш в меньшей степени, чем многие другие предприятия, испытывает на себе удары рыночных взаимоотношений…

 

Что касается облика будущей станции (МКС. – Ред.), то, на мой взгляд, он будет определяться задачами, которые должна будет решать эта станция. В новом тысячелетии человек должен чётко осознать, что он хочет получить от космических полётов. Вот американцы слетали на Луну (и Стаффорд подлетал к ней), привезли сотню килограммов образцов. Должен был лететь на Луну и профессиональный астронавт Энгл. Но в какой-то момент отдали предпочтение узкому специалисту – геологу. И что же? После полёта он признался, что да, на Луне  интересно, но в скафандре выбрать образцы и доставить их на Землю с тем же успехом мог и Энгл. Будем надеяться, что 27-летний опыт эксплуатации российский (советских) космических станций (а главное их предназначение – добиться, чтобы мы лучше жили на Земле) позволит нам чётко сформулировать задачи. Они и определят, будет ли станция «бубликом» или иной экзотической фигурой.

 

По материалам монографии «Космический научный центр»

ФГУП ЦНИИмаш

Справочная информация

 

 

Контактная информация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

Россия, 141070, Московская область, г.Королёв, ул.Пионерская, д.4

т. (495) 513-59-51
ф. (495) 512-21-00

e-mail: corp@tsniimash.ru
© 2000-2017 ФГУП ЦНИИмаш
На печать Карта сайта На главную