«О прочем и о многоразовой транспортной космической системе»

Встречи с Юрием Александровичем Мозжориным по служебным делам всегда касались научно-технических проблем различного калибра. Были среди них эпохальные, крупные, были мелкие, хотя и немаловажные. Удивляла его способность всё это держать в голове, всему давать доскональные объяснения.

 

А ведь кроме ракетно-космической техники ему приходилось иметь дело и с боевой ракетной техникой стратегического назначения. В этой области техники были свои «заморочки», не уступавшие по нервотрёпке космическим проблемам. Чего стоит хотя бы так называемая «гражданская война» (о стратегии ответных действий, о видах базирования отечественных МБР), что уже описано в литературе.

 

Юрий Александрович был нужен всем и везде – в институте, в Министерстве, ВПК, ЦК. Часто, бывая «в верхах», я слышал лестные о нём слова: «Нас тут Юрий Александрович уже просвещал...», «Сначала быловот такое мнение, но Юрий Александровичнадоумил...», «Знаем, знаем, можете не рассказывать, Юрий Александрович всё объяснил...».

 

Запомнился такой эпизод. После очередного удачного полёта лунника разработки Г.Н.Бабакина в ЦК в кабинете В.А.Попова я оказался за длинным рабочим столом вместе с хозяином кабинета – с академиком Б.Н. Петровым, с кем-то из ИКИ и КБ им. С.А. Лавочкина и с заведующим отделом науки газеты «Правда» М.Я.Королёвым. Коллективно редактировали официальную статью в газету. Каждый вносил свою лепту в правку текста, обсуждали. В конце концов В.А.Попов и М.Я.Королёв сказали, что материал получился убедительный, с достаточным научно-техническим наполнением и вместе с тем доступный для читателя. «Сейчас дождёмся Мозжорина, я его пригласил, пусть он посмотрит», – заявил Виктор Афанасьевич. Интеллигентный академик мягко и очень робко намекнул, что вроде бы и незачем ещё смотреть, пора и по домам.

 

Появился Юрий Александрович. Извинился за опоздание: министр задержал. Начал читать. «Хорошо, здорово, – похвалил он наше коллективное творчество.  - Вот только небольшое замечание внесу, если не возражаете». Народ не возражал. И он пошёл писать, попутно объясняя суть своих правок. «Вы слишком много пишете о трудностях мягкой посадки, о том, что это дюже большое достижение. Но ведь другие (американцы) уже делали это, да и у нас это не впервой. Что же мы восхищаемся, словно папуас, взявший в руки пуговицу? Давайте, как говорят, обскромним этот абзац». Он писал ещё долго. Машинистка была на подхвате. Из-под его руки выхватывали листики и отдавали ей в перепечатку.

 

Академик Б.Н.Петров и два других товарища заранее согласились с новыми правками и ушли. Уже был поздний вечер, когда на «правдинской» машине мы отвезли статью в редакцию, а затем на ней же меня отправили домой, о чём Юрий Александрович заранее договорился с М.Я.Королёвым.

 

Следующим значительным куском работы института, а значит и его директора, был проект многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». До выхода директивного решения по этому комплексу (да и после него) в идеологических подразделениях института шли принципиальные дебаты. Нужна ли нам многоразовая система и какая должна быть её размерность? Группа сотрудников во главе с В.М.Суриковым полагала, что принятая размерность «Энергия-Буран» избыточна. Загрузить её для каждого полёта будет проблематично, значит, эксплуатация её будет убыточной даже по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями, доставляющими груз на орбиту, и со спускаемыми аппаратами, увозящими груз с орбиты. Поэтому долгой жизни у неё не будет.

 

Юрий Александрович: «Тогда мы должны убедительно объяснить, зачем американцы делают многоразовую систему». Суриков, хорошо игравший шахматные блиц-партии, быстро отвечал: «Она и для них будет убыточной при эксплуатации, но они преследуют другие цели – загрузить производство, дать новый толчок научно-техническому прогрессу, втянуть нас в аналогичную дорогостоящую работу». Видно было, что по-крупному Юрий Александрович был согласен с В.М.Суриковым и его коллегами, но не хотел вступать в противоречие с высшими руководителями. Те уже приняли решение разрабатывать «Энергию-Буран», чтобы лишить американцев возможного одностороннего преимущества- перед нами. В то время в США успешно и вовсю работали над системой «Спейс Шаттл».


По материалам монографии «Космический научный центр»
ФГУП ЦНИИмаш

Справочная информация

 

 

Контактная информация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

Россия, 141070, Московская область, г.Королёв, ул.Пионерская, д.4

т. (495) 513-59-51
ф. (495) 512-21-00

e-mail: corp@tsniimash.ru
© 2000-2017 ФГУП ЦНИИмаш
На печать Карта сайта На главную