«Искусство слабым не по плечу». И.Т. Павлова

Автопортрет. Гуашь

 
Уютные улочки маленького «зеленого» городка резко контрастируют с большими, шумными стройками, развернувшимися в разных его уголках. Местами из-за разрытых котлованов и навалов земли скромно «выглядывают», посверкивая окошками в потертых рамах, низенькие деревянные дома. И тут же, рядом гордо возвышается новенькая «многоэтажка», дожидающаяся своих жильцов. Недалеко от детского клуба, на месте которого ныне находится МУ культуры «Центральный Дворец культуры имени М.И.Калинина», расстелился парк с невысокими, недавно высаженными деревьями. Он стал излюбленным местом для прогулок многих горожан… Таким Ирма Тимофеевна Павлова помнит Калининград (Королёв) в середине 70-х годов прошлого столетия. В ту пору она, после почти двух десятилетий работы на ОКБ-1 (сегодня ОАО «РКК «Энергия» им.С.П.Королёва»), перешла на ФГУП ЦНИИмаш.

 

Жажда творчества

 

К этому времени в Подлипках она уже знала каждую дорожку, ведь переехала сюда еще в 1957 году из Москвы, где окончила французско-испанское отделение МГПИ имени Ленина, а параллельно - художественные курсы при институте, что и определило ее профессию. В Калининграде она устроилась на ОКБ-1, где некоторое время занималась переводом технических текстов. Но творческая душа молодого специалиста просила иной работы. Она грезила высшим художественным образованием, но поступить на очное отделение она уже не могла: много места в жизни занимала не только работа, но и муж, и маленький ребенок. А заочных отделений в подходящих вузах не было.

 

Группа художников. Мещеряков Леонид Афанасьевич (слева вверху),

Коровин Геннадий Владимирович (крайний справа).

 

К началу 60-х объявил набор заочников Московский государственный полиграфический институт. Молодая женщина тут же воспользовалась возможностью туда поступить. На работе договорилась, и ее иногда отпускали на учебу; с ребенком помогала тетя, а муж лишь плечами пожимал и удивлялся необдуманным, как ему казалось, порывам супруги. Ирма Тимофеевна признается, что, к сожалению, строгий и четкий во всем, он не разделял ее увлечения изобразительным искусством, но это не мешало ей заниматься творчеством как дома, так и на работе.

 

Тогда она уже начала трудиться в области художественного оформления и дизайна. Этот малоизвестный в те годы термин, был хорошо знаком молодой художнице, безгранично увлеченной всем, что связано с рисованием - она знала библиотеку, где можно изучить очередной номер редкого английского журнала, который так и назывался «Дизайн». Ирма часто пропадала там в свободное от учебы и работы время.

 

С улыбкой Павлова вспоминает день 12 апреля 1961 года: «Вся страна отмечает первый полет человека в космос, - восклицает она, - а я в институте экзамены сдаю! И для меня тогда ничего важнее не было». А однажды она общалась с Юрием Гагариным уже после его полета: тогда на ОКБ-1 он подошел к ней с просьбой сделать эскиз подставки для декоративной ракеты. За несколько минут она набросала его на бумаге. Первый космонавт Земли запомнился ей простым и крайне вежливым человеком…

 

К сожалению, не все воспринимают труд художников всерьез; Ирме Тимофеевне приходилось сталкиваться с таким отношением на работе. Но она к своей деятельности подходила более чем серьезно – это не просто несколько взмахов кистью или штрихов карандашом, как многие думают, а тонкая наука. Павлова знает все о цветах и о том, как много от них зависит, в частности в интерьере. Нередко она даже критикует современных дизайнеров, некоторые из которых явно далеки от известных ей деталей дизайнерского искусства. Свои знания Павлова с успехом применила в разработке макетов испытательных модулей и помещений, где проводились эксперименты ИМБП. Тогда в ходе испытаний, в очередной раз подтвердилось, что от цветовой гаммы напрямую зависит как психологическое, так и физическое состояние людей, а при долгом нахождении человека в замкнутом помещении, в нем полезно наличие абстрактной картины…

 

Художница ЦНИИмаш

 

- Работать под руководством требовательного и талантливого Королёва, - говорит Павлова, - было настоящим удовольствием.

 

А с 1972 года творческий путь Ирмы Тимофеевны продолжился на ФГУП ЦНИИмаш, которым руководил Юрий Александрович Мозжорин. Здесь, если выпадало свободное время, она делала наброски с коллег, как в графике, так и пастелью, и маслом, и гуашью. За годы службы у нее собралось немало таких работ. Но это было хобби. А основной задачей, как и на «Энергии», являлось создание плакатов, в том числе для представления руководству страны, и стендов. Труд был нелегкий, некоторые из группы художников заболевали из-за работы с аэрографами. Но для Ирмы Павловой любимое дело было дороже всего.

 

Нередко к художнице обращалась редакция газеты «Прогресс», к заметкам которой она создавала шаржи и иллюстрации; в общем, Ирма Тимофеевна была причастна ко всему, где могла пригодиться рука художника.

 

Однажды ей довелось участвовать в создании фильма, посвященного 40-летию Калининграда, который условно делился на две части, одна из которых, графическая, была выполнена Павловой.

 

В один из обычных рабочих дней к ней обратился представитель FAI и предложил поучаствовать в разработке эскиза международного почетного диплома имени В.М.Комарова. Ирма Тимофеевна согласилась. Спустя несколько дней эскиз был готов, а вскоре утвержден в FAI.

 

Эскизы международного почётного диплома имени В.М.Комарова.

 

Неоднократно Ирма Тимофеевна создавала дизайн помещений предприятия, в основном она занималась цветовыми решениями. Была задумка организовать буфет для зарубежных коллег в институте. И, несмотря на то, что она не реализована, у Павловой сохранились эскизы. Работала она и над оформлением демонстрационного зала предприятия. Теперь это большой музей. Первые его разработки и проект принадлежали ей. Если нужен был чей-то портрет или написание космического, либо фантастического инопланетного пейзажа, руководство так же обращалось к Павловой.

 

Эскизы для создания буфета для зарубежных коллег ЦНИИмаш.

 

Почти двадцать лет она трудилась на ФГУП ЦНИИмаш, и оставила работу в 1990 году.

 

Непочатый край задумок и планов

 

Моя собеседница признается, что среди ее родных не было людей, причастных к изобразительному искусству даже отдаленно. Однако в ней интерес к живописи родился еще в детстве. Запомнился ей случай, когда в третьем классе учитель дал простое задание - нарисовать муляж морковки, и маленькая Ирма изобразила ее так точно, что педагог долго ее хвалил и демонстрировал творение всему классу. Но к желанию стать художником девочку привели не похвалы, а любовь к рисованию. В трудные военные годы достать материалы для творчества было почти невозможно, но в те редкие моменты, когда в ее руки попадали карандаши или кисти с красками она радовалась больше, чем когда-либо.

 

Из Смоленской области, где провела детство, Ирма перебралась с семьей в Калининскую (Тверскую) область, где закончила школу. Педагог, которого она вспоминает с восхищением и благодарностью, Иван Иванович Смирнов, дополнительно проводил уроки живописи для учеников по выходным, знакомил их с историей искусств. Конечно, Ирма Павлова была в первых рядах желающих посещать эти занятия. Сдавая выпускные экзамены, она уже наметила себе цель: поехать в столицу и получить художественное образование. И, несмотря на то, что сложилось не совсем так, как рисовалось в мечтах, сегодня Павлова ни о чем не жалеет - она добилась своего.

 

«Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу», сказал А.П.Чехов. Трудно не согласиться с этим высказыванием, глядя на Ирму Павлову. Творчество для нее важнейшая сторона жизни; писать она продолжала даже, сражаясь с тяжелым недугом… Искусство неисчерпаемо, и для Павловой оно не ограничивается написанием картин, это еще и замечательные стихи, и вышивание…

 

Вряд ли у человека, побывавшего в гостях у Ирмы Тимофеевны, возникнет вопрос о роде ее деятельности: на стенах яркие натюрморты и пейзажи, и кроме того невероятное количество не вывешенных картин; а в мыслях еще непочатый край новых творческих задумок и планов.

Гордость Павловой – ее дочь, которая, с детства наблюдая за работой мамы, стала архитектором, и внук, также закончивший архитектурный институт.

 

- У нас замечательный город, - говорит Ирма Тимофеевна, - здесь живут талантливые писатели, поэты и немало художников. Многие из этих людей трудились или трудятся в ЦНИИмаш. Важно, чтобы все жители знали об этом и гордились своей малой Родиной.

 


«Подсолнухи. Жара». Масло

 

Галерея работ И.Т. Павловой

Корреспондент пресс-службы ФГУП ЦНИИмаш

Е.К.Эрзина

Справочная информация

 

 

Контактная информация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

Россия, 141070, Московская область, г.Королёв, ул.Пионерская, д.4

т. (495) 513-59-51
ф. (495) 512-21-00

e-mail: corp@tsniimash.ru
© 2000-2017 ФГУП ЦНИИмаш
На печать Карта сайта На главную