«Художница Королёва». Г.В. Чистова

 
Лучезарный взгляд, неуемная энергия и безграничное множество идей – все это о Галине Владимировне Чистовой. Более двадцати пяти лет она посвятила работе в ЦНИИмаш. Будучи человеком творческим, по сей день остается верна любви к искусству, которая передалась ей от отца, долгие годы трудившегося в группе художников ОКБ-1 (ОАО РКК «Энергия» имени С.П.Королёва»). Он и дома не расставался с кистью и красками – писал пейзажи и натюрморты. Маленькая Галя сначала просто с любопытством наблюдала за его работой, затем стала пробовать рисовать сама, а уже в школе поняла, что хочет быть как папа – художником…

 

Работа в ЦНИИмаш

 

После окончания школы она решила совершенствовать свои навыки и пошла учиться в изостудию. Параллельно пробовала поступить в художественный вуз, однако, к сожалению, сделать этого не удалось. Тогда же Галина устроилась в ЦНИИмаш. Ее приняли на должность лаборантки в отдел прочности. Но проработала она в ней совсем недолго – начальство быстро заметило ее склонность к рисованию, и меньше чем через год она была переведена в группу художников предприятия при ГОНТИ.

 

- Труд был тяжелый, - не скрывает моя собеседница, - работали допоздна, порой и в выходные. Но, несмотря на это, свое дело любила. В основном задача нашей группы заключалась в создании рисунков испытываемых аппаратов. В свободные минуты, хоть я и не очень склонна к портретной живописи, откликалась и на просьбы сотрудников набросать их портрет.

 

С большим уважением Галина Владимировна относится к Юрию Александровичу Мозжорину, руководившему в те годы предприятием. Случалось, он лично приходил поблагодарить художников за быстро и качественно выполненную работу, зная о том, что сроки были очень короткими, и уложиться в них стоило немалых усилий. К слову, Галина являлась единственной представительницей слабого пола в группе, ведь чертить графики, схемы и чертежи космических аппаратов – занятие скорее мужское. Но во всем она находила творческую сторону, и ей никогда не было скучно выполнять работу.

 

Невзирая на добрый и веселый нрав, плоды своего труда художница отстаивала рьяно. Однажды группе было поручено подготовить выставочные планшеты. Делать все пришлось, как всегда, быстро. Тем не менее, закончили вовремя. Взглянуть на конечный результат пожаловал сам академик Всеволод Сергеевич Авдуевский и сделал Галине замечание, не согласившись с ее художественным решением на плакате. Вышел спор, в ходе которого Чистова, уверенная в своем профессионализме и мастерстве, все же доказала логичность и правильность данной работы. И после этого случая следующее задание Авдуевский доверил выполнить именно ей.

 

Дорогое сердцу дело

 

Дома Чистова отдыхала от бесконечных чертежей. Но отдых этот был вновь с кистью и красками. Техника акварели наиболее близка художнице. Нежные цвета, размывчатые контуры и воздушные, полупрозрачные силуэты – именно эти эффекты нравятся ей в картинах, написанных акварелью. Но и гуашь, и темпера встречаются в ее работах. Увлекалась Галина Владимировна и росписью: кухонная утварь, старые кувшины и вазы обретали новый вид, когда их касалась умелая рука мастера. Порой друзья и коллеги обращались к ней с просьбой отреставрировать старинные предметы, за что она также бралась с удовольствием.

 

Однако писать со временем начала реже, так как все больше стало увлекать прикладное искусство. Придерживаться традиционных решений в творчестве не в характере Галины Владимировны. Она всегда ищет новые материалы и придумывает свои собственные способы выполнения той или иной художественной задумки. В ход идет все: бумага, древесные опилки, ткань, нити, клей. Использует она даже строительные материалы.

 

Идеи появляются внезапно, и художница загорается ими в один момент. Едва попадется ткань с яркими цветами, воображение тут же превращает их в прекрасную картину в технике декупаж. И вскоре, вырезанные из обычного куска материи, цветы уже красуются на прямоугольном картоне, оформленные в раму.


Нити, сплетаясь, становятся коврами, вязаными пледами, покрывалами и даже атрибутами одежды – пончо и шляпами! Из подручных материалов «рождаются» вазы… Старая одежда не выбрасывается – ее Галина Владимировна пускает на картины, выполненные в технике лоскутного шитья. Но и здесь она нашла свой подход, откинув классические способы работы с лоскутами. Разрезая ткань разного цвета на мелкие отрезки, она составляет из них композицию и нашивает на основу. Получаются необычайные «пушистые» картины, вблизи напоминающие махровые коврики. Моя собеседница поделилась, что дорогое сердцу дело не оставляет ни на день, так как буквально живет искусством.

На выставках, проводимых историко-краеведческим музеем города Королёва нередко можно увидеть работы Чистовой: вязаные изделия, произведения в технике декупаж, лепнину и др.

 


К слову, старший сын Галины Владимировны Павел пошел по ее стопам. С малых лет он «влюблен» в живопись, и после школы поступил и успешно окончил художественный вуз. Сейчас он является кандидатом педагогических наук в области изобразительного искусства.

 

Чистова покинула ЦНИИмаш в 1993 году. Это нелегкое время она вспоминает с сожалением, ведь относится к предприятию с большой теплотой, неоднократно были порывы вернуться сюда, но вмешались семейные обстоятельства, не позволившие этого сделать.

 

- Сейчас, проезжая мимо родной проходной института, - признается она, - думаю лишь об одном: только бы не повторились для него те трудные годы. Пусть ЦНИИмаш продолжает развиваться и процветать!

 

Корреспондент пресс-службы ФГУП ЦНИИмаш

Е.К.Эрзина

Справочная информация

 

 

Контактная информация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

Россия, 141070, Московская область, г.Королёв, ул.Пионерская, д.4

т. (495) 513-59-51
ф. (495) 512-21-00

e-mail: corp@tsniimash.ru
© 2000-2017 ФГУП ЦНИИмаш
На печать Карта сайта На главную