«От эскизов одежды к Луне и Марсу». Г.И. Мануилова

 
Осваивая профессию модельера в швейном техникуме подмосковного Калининграда, Галина Мануилова не предполагала, что в дальнейшем ее деятельность будет связана вовсе не с созданием одежды. В конце 60-х она пришла работать в ЦНИИмаш и трудилась здесь в группе художников отдела Владимира Петровича Сенкевича более десяти лет.

 

Из хобби в профессию

 

К творчеству Галину тянуло с детских лет: сначала занятия в хоре, затем в танцевальной студии… Изобразительное искусство появилось в ее жизни по «иронии судьбы»: в связи с тяжелой болезнью еще в школьные годы ей пришлось провести несколько недель, не выходя из дома – тут, уж, не до танцев и пения. Тогда в руки попала книга с изображениями работ Леонардо да Винчи, и Галина коротала долгие дни, перерисовывая шедевры художника в черно-белом цвете, стараясь добиться идеального сходства. Это занятие настолько увлекло девушку, что со временем она решила превратить его из простого хобби в профессию. Поступив в швейный техникум, она не только получала уроки живописи и рисунка, но и научилась создавать собственные эскизы одежды, претворяя их в жизнь.

 

После получения диплома в 1966 году Галина была направлена на швейную фабрику города Кашин, где около года работала в должности конструктора-модельера. Затем она вернулась в Калининград и начала искать работу, на которой пригодились бы ее художественные навыки. В 68-м Мануилова устроилась в ЦНИИмаш.

 

Здесь ее ждала совсем незнакомая, новая для нее деятельность. Это были чертежи космических аппаратов, создание альбомов с их изображениями, плакаты, планшеты для представления проектов вышестоящим организациям. Доводилось принимать участие и в программах, казавшихся ей совершенно фантастическими. Например, однажды Галина и ее коллега получили задание нарисовать лунную базу. Для юных художниц эта работа была интересна, однако они не представляли с чего начать, что должна включать в себя база. За помощью обратились к архитекторам. Предоставленные ими материалы послужили в дальнейшем основой к чертежам. Вскоре плакаты и альбомы с рисунками лунной базы были готовы.

 

Интересных задумок и планов, связанных с покорением космоса в Советском Союзе было немало. Не всем из них, к сожалению, суждено было реализоваться, но каждый из проектов стал своего рода подспорьем для будущих работ ученых и толчком к новым открытиям и достижениям. Один из таких проектов, целью которого являлся полет на Марс, получил название «Аэлита». Длительный межпланетный перелет подразумевал создание определенных условий для космонавтов: это и обеспечение питанием на протяжении всего пути, и приспособления для соблюдения гигиены, спальные места и т.д. Специалисты занимались разработкой всех деталей, а художники вновь переносили их идеи на бумагу.

 

- До сих пор помню, - делится Галина Ивановна, - как я создавала технические рисунки элементов обстановки внутри корабля... Тогда я все это воспринимала как нечто нереальное. Теперь же верю, что возможность реализации подобных программ уже очень близка.

 

«Ощущение пульса»

 

Первые дни работы Мануиловой в ЦНИИмаш выпали на тяжелое время, оно связано с трагическим событием - гибелью летчика-космонавта, дважды героя Советского Союза Владимира Комарова. Кроме ночных дежурств, работы в авральном режиме, моя собеседница вспоминает напряженную, удручающую атмосферу в коллективе. Однако вскоре она поняла, что трудится среди замечательных людей. «Все молодые, веселые и активные, - вспоминает она, - каждый полон идей… Я работу свою очень любила. Было «ощущение пульса»: среди ночи могли поднять и вызвать в институт или министерство. Но именно благодаря таким моментам я понимала, что нужна, и нужен мой труд, это было очень важно для меня».

 

Приходилось Галине Ивановне выполнять такую ответственную работу, как оформление документов, для чего талантливую художницу, обладательницу каллиграфического почерка направляли даже в Кремль. До сих пор Мануилова помнит свое первое впечатление от пребывания по ту сторону Кремлёвской стены: «Буквально дрожала от волнения, - улыбается она, - это была большая честь для меня, но в какой-то момент становилось страшно и непонятно, как совсем молодой девушке доверили такое дело, чувствовала себя не в своей тарелке. Но я бывала там неоднократно, и со временем привыкла, уже не волновалась как раньше».

 

В 1975 году вышла книга В.Алексеева и С.Миничи «Венера раскрывает тайны», посвященная советской программе изучения планеты Венера с помощью автоматических космических станций. Художником-оформителем издания стала Галина Ивановна Мануилова – изображения планеты, станций, спускаемых аппаратов и схемы принадлежат ей. Работы художницы, на которых была изображена посадка корабля на Венеру, в те годы также можно было увидеть на улице Пионерской.

 

К слову, муж Галины Ивановны также трудился в ЦНИИмаш конструктором и занимался оформлением, известного в те годы каждому сотруднику, журнала «Горизонт».  Досуг супруги проводили всегда вместе, выезжая писать этюды. Творчество сильно их объединяло, рисовали они пейзажи и натюрморты, портреты родных и друзей. Самые любимые работы украшают стены квартиры Мануиловой.

 

***

 

Сегодня изобразительное искусство по-прежнему занимает важнейшее место в жизни Галины Ивановны. После того, как не стало супруга, она не перестала интересоваться живописью. Часто посещает выставки, любит побродить по залам одна, иногда ездит с подругами. Но самое большое удовольствие она получает от «вылазок»на природу, поездок по историческим городам России, возвращаясь оттуда с интересными зарисовками и великолепными этюдами, некоторые из которых впоследствии превращаются в картины. Свои маленькие путешествия Мануилова чаще всего также совершает в одиночестве или с близкими по духу людьми. По словам художницы, предпочтение она отдает Русскому Северу, городам: Вологда, Кириллов, Великий Устюг и др. Потрясающие виды озер и рек, старинных церквей и храмов, тихие деревеньки и бескрайние поля изображены на ее холстах. Среди прочих, дорогих сердцу картин, бережно хранит она и те, что написаны еще в годы работы в ЦНИИмаш.

 

Галина Ивановна нередко вспоминает то время. С ним, по ее словам, связаны замечательные мгновения. «Когда я трудилась на предприятии, - отметила она в завершение нашей беседы, - была очень хорошо налажена преемственность поколений. То есть более опытные сотрудники передавали свои навыки молодым. Считаю, это немаловажно. Так, пожалуй, и сейчас должно быть, ведь тогда институт будет уверенно развиваться, чего я ему искренне желаю!».

 

Галерея работ Г.И. Мануиловой

 

Корреспондент пресс-службы ФГУП ЦНИИмаш

 Е.К.Эрзина

Справочная информация

 

 

Контактная информация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

Россия, 141070, Московская область, г.Королёв, ул.Пионерская, д.4

т. (495) 513-59-51
ф. (495) 512-21-00

e-mail: corp@tsniimash.ru
© 2000-2017 ФГУП ЦНИИмаш
На печать Карта сайта На главную