«Космос помнит войну»

C первых дней Великой Отечественной главный конструктор Специального конструкторского бюро при московском заводе «Компрессор» тридцатидвухлетний Владимир Павлович Бармин (1909—1993) занимался созданием пусковых установок для реактивных снарядов, получивших название катюша.

 

За годы войны под его руководством были разработаны и изготовлены 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых установок — катюш, из которых 36 типов были приняты на вооружение Красной Армии и Военно-морского флота. Эти установки монтировались на всём, что способно было их перевозить, — на автомобилях, железнодорожных платформах, морских и речных катерах и даже на санях. После войны В.П.Бармин стал членом Совета главных конструкторов и создал космические старты, с которых запускались и советские спутники, и космические пилотируемые корабли.

 

Лейтенант Георгий Александрович Тюлин (1914—1990), командир гвардейской миномётной части, вооружённой катюшами, получил боевое крещение в самом начале ноября 1941 года под Москвой. А в 1946 году, после выхода Постановления Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения», Г.А.Тюлин стал первым заместителем первого «космического» министра.

 

Владимир Павлович Бармин

 

В Германии под руководством Вернера фон Брауна (1912—1977) в войну разрабатывались уже баллистические ракеты большой дальности А-4 (Фау-2). Впервые они были использованы немцами для обстрела Парижа и Лондона 5 сентября 1944 года. Это заставило Великобританию, США и Советский Союз предпринять усилия по захвату научно-технических материалов и готовых образцов, которые позволили бы определить тактико-технические данные немецкой ракеты и воссоздать её. В разной степени союзникам удалось это сделать. Вернер фон Браун после войны оказался в США и помог американцам как в запуске спутника, так и в отправке людей на Луну.

 

Из космонавтов Георгий Тимофеевич Береговой (1921—1995) — единственный фронтовик, прошедший войну «от» и «до». В 1941-м окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени пролетариата Донбасса, блестяще освоил самолёт Ил-2 (эти легендарные машины гитлеровцы звали «летающими танками») и в июне 1942-го принял под командование эскадрилью 90-го гвардейского штурмового авиационного полка. О нём говорили: в рубашке родился. Береговой совершил 185 боевых вылетов, был трижды сбит, но всякий раз чудом сажал горящий самолёт. За отвагу и мужество, проявленные в воздушных боях, в октябре 1944 года Георгий Тимофеевич получил звание Героя Советского Союза. После войны Береговой  16 лет посвятил испытаниям самолётов: он поднял в небо более 60 типов новых машин. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (которая сегодня носит имя Ю. А. Гагарина). А в 1963-м зачислен в отряд космонавтов. Молодым космонавтам он казался ветераном. Тогда возрастной ценз при отборе был — 35 лет, а Береговому уже исполнилось 43 года, за что в отряде его прозвали «дедом». Но здоровьем и молодостью души он ничуть не уступал юным товарищам. 26 марта 1968 года космонавт Георгий Береговой пилотировал корабль «Союз-3». Он должен был состыковаться с беспилотным кораблём, стартовавшим днём ранее. Задачу усложняло то, что стыковка предполагалась на затемнённой части орбиты (ночной). Выполнить задание Береговому не удалось: помешали разные причины, в том числе условия невесомости, к которым космонавт привык не сразу. Вернувшись на Землю, он высказал много ценных замечаний, которые помогли доработать системы корабля и избежать ошибок в дальнейших полётах.

 


Георгий Александрович Тюлин

 

Константин Петрович Феоктистов (р. 1926) — один из разработчиков первого искусственного спутника Земли и первых пилотируемых космических кораблей типа «Восток». А 12-13 октября 1964 года К.П.Феоктистов совершил первый в мире космический полёт в составе экипажа из трёх человек: кроме него на борту космического корабля «Восток» находился командир корабля Владимир Комаров и врач-космонавт Борис Егоров. Впоследствии Феоктистов участвовал в разработке кораблей «Союз» и «Прогресс», а также был одним из создателей орбитального комплекса «Мир».

 

Герой Советского Союза, доктор технических наук и профессор, чьим именем назван кратер на обратной стороне Луны и одна из улиц Воронежа, в 16 лет во время Великой Отечественной Войны был расстрелян и чудом остался жив...

 

Закончив девять классов школы, в июне 1942-го Костя Феоктистов добровольно ушёл на фронт. Он стал разведчиком штаба Воронежского фронта и в том же году, во время своего пятого похода, попал в руки эсэсовцев. Его притащили к яме, поставили к ней спиной. Мальчик 16 лет до конца не верил, что в него выстрелят, но эсэсовец направил пистолет прямо ему в лицо. Вероятно, это и спасло будущего космонавта. Пуля прошла через подбородок и шею, навылет. Когда немцы ушли, Костя смог добраться до своей разведгруппы.

 

… После войны Феоктистов поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. В студенческие годы он увлекался конструкторскими разработками, интересовался трудами Циолковского и Королёва. Окончив институт, пошел работать в НИИ-1 в группу Тихонравова, а затем в ОКБ-1 Королёва. Сейчас он на пенсии. Увлекается рыбалкой и пишет мемуары.

 

В 1942 году в Белоруссии в партизанском отряде родился Петр Ильич Климук. Кто бы мог тогда подумать, что в суровых условиях партизанского быта растёт богатырского здоровья ребёнок, который станет знаменитым космонавтом, Героем Советского Союза, генерал-полковником и начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

 

 Новая Газета

Справочная информация

 

 

Контактная информация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

Россия, 141070, Московская область, г.Королёв, ул.Пионерская, д.4

т. (495) 513-59-51
ф. (495) 512-21-00

e-mail: corp@tsniimash.ru
© 2000-2017 ФГУП ЦНИИмаш
На печать Карта сайта На главную