Главная » Пресс-центр » Новости предприятия » Олимпийская Жар-птица

Новости предприятия

Олимпийская Жар-птица

06.02.2014

«Перо Жар-птицы – мощнейший символ проявления нечеловеческих усилий в достижении поставленных целей. Не правда ли, очень символично по отношению к Олимпийским играм?»

 

Владимир Пирожков, руководитель Astrarossa Design


Над созданием факела трудился выпускник Свердловского архитектурного института, ученик основателя биодизайна Луиджи Колани Владимир Пирожков. Он успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, затем - в европейском центре Toyota в Ницце, где впоследствии занял должность начальника подразделения по созданию «автомобилей будущего».

 

В 2007 году дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил Герман Греф, в те времена занимавший пост министра экономразвития РФ. Греф предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.


«Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, – вспоминает Владимир. – Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы всё же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».

 

По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-жёлтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лёд и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.

 

«Эргономика факела, - рассказывает Владимир Пирожков, - породила немало вопросов. В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжёлые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен – болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».

 

Однако «перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша».

 

Система горения состоит из трёх основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.

 

Заместитель главного конструктора ОАО «Красмаш» Виктор Филиппов: «Система горения очень плотной компоновки, которая потребовала как конструкторской мысли, так и технологической».

 

 

 

Факелоносец Елена Калашникова, корреспондент журнала Cosmopolitan, так рассказала о пяти правилах обращения с олимпийским факелом.

 

"Факел нужно нести перед собой, желательно в правой руке. Нельзя вкладывать посторонние предметы в его технологические отверстия. Факел необходимо держать строго за ручку и ни в коем случае не переворачивать. Когда олимпийский огонь передаётся следующему бегуну, к спортсмену подходит человек и гасит факел. После этого факел ещё в течение некоторого времени остаётся горячим. Наконец, главное правило: свой факел запрещено передавать в другие руки".


В руках Калашниковой олимпийский огонь благополучно преодолел свои 200 м без каких-либо происшествий. Залог комфорта бегуна – правильный баланс олимпийского символа. Центр тяжести факела смещён максимально близко к ручке, хотя визуально верхняя часть корпуса выглядит более массивной.

 

Наша эстафета олимпийского огня оказалась самой длинной в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов, которые надёжно «работают» даже в экстремальных условиях Северного полюса и Заполярья. «Красмаш» изготовил 16000 штук. Причём, число потухших, исходя из общего количества, не более 2%. По общей статистике, это очень неплохой результат. Среди 14000 «земных» факелоносцев – космонавты Роскосмоса Михаил Тюрин, Анатолий Иванишин, Олег Новицкий и Евгений Тарелкин. Они приняли участие в первой неделе эстафеты Олимпийского огня. А.Иванишин и О.Новицкий присоединились к эстафете в Москве, 9 октября. М.Тюрин на следующий день в г.Коломне открыл путешествие факела по Подмосковью, а Е.Тарелкин вместе с отцом, Героем Российской Федерации Игорем Тарелкиным, приняли участие в эстафете в г.Дмитрове.

 

 

 

Менее чем через месяц М.Тюрин повторил миссию факелоносца: 7 ноября 2013 г. транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз ТМА-11М» стартовал с космодрома Байконур. Запуск ТПК был выполнен с помощью РН «Союз», на которую нанесли символику Олимпийских игр.

 

 

Ракета-носитель «Союз-ФГ» с ТПК «Союз ТМА-11М» на стартовом комплексе «Гагаринского старта»

 

На борту ТПК находился факел Олимпиады, который перед отправкой в космос прошёл модернизацию.

 

Сергей Крикалёв:

 

«Олимпийский факел для космоса - такой же, как на Земле, но в нём нет газа. Для выхода в открытый космос устройство было доработано: добавлен дополнительный фиксирующий элемент, к которому крепится фал - чтобы случайно не улетел».

 


9 ноября коллеги М.Тюрина, российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский, впервые в истории олимпийского движения и мировой космонавтики вынесли факел в открытый космос.

 

Президент Оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко отметил:

 

«До нас такого не делал никто. Выход российского космонавта с факелом «Сочи 2014» в открытый космос войдёт в историю олимпийских игр и продемонстрирует всему миру стремление нашей страны к новым победам. Хочу поблагодарить Федеральное космическое агентство за помощь, благодаря которой эстафета «Сочи 2014» сможет покорить космос».

 

 

Два верхних фото: блог Олега Котова, http://www.gctc.ru/main.php?id=2247

 

10 ноября олимпийскую эстафету продолжил Фёдор Юрчихин, командир КК «Союз ТМА-09М», с которым символ Олимпиады вернулся из космоса на Землю. Символично то, что Ф.Юрчихин и его коллега Олег Котов в 2007 г. с борта МКС осуществляли поддержку российской команды при выдвижении г.Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр 2014 г.

 

Именно от «космического» факела будет зажжён олимпийский огонь в Сочи.

 

 

Факелы зимних Олимпиад (1952-2014)

 

Самый первый факел за всю историю олимпиад был сконструирован немецким скульптором Вальтером Лемке. Он же стал автором олимпийского колокола для стадиона в Берлине.

 

1952 г. Осло (Финляндия). Высота факела – 24 см. Количество факелоносцев – 4 человека. Протяжённость эстафеты – более 225 км. В 1952 году в эстафете приняли участие всего 4 человека: они прошли 225 км на лыжах и доставили факел на олимпийский стадион в Осло.

 

 

 

1956 г. Кортина д’Ампеццо (Италия). Высота факела – 41,5 см. Эстафета проходила в двух странах – Греции и Италии, а зажжён олимпийский огонь был в храме Юпитера в Риме.

 

Классический дизайн факела должен был подчёркивать связь с древнегреческими традициями. Факел зимней Олимпиады был зажжён в Риме у руин Храма Юпитера и был освящён Папой Римским.

 

 

 

1960 г. Скво-Вэлли (США). Высота факела – 49 см. Количество факелоносцев – более 600 человек. Факел был зажжён в долине Моргедал Норвегии – на родине легендарного норвежского лыжника Сондре Норхейма – после чего был доставлен в США.

 

Идея факела разрабатывалась в лаборатории Джона Хенча при студии Уолта Диснея. Несмотря на это, факел получился весьма похожим на своего предшественника из Кортина д’Ампеццо.

 

 

 

1964 г. Инсбрук (Австрия). К Олимпиаде в Инсбруке создали дизайн, напоминающий формой факелы, которые существовали в XIX веке. Непрерывность горения огня обеспечивал специальный состав под названием «Типизир 120/140». Благодаря ему огонь мог гореть непрерывно 22 часа.

 

 

 

1968 г. Гренобль (Франция). Высота факела – 76,5 см. Количество факелоносцев – 5000 человек. Протяжённость эстафеты – более 7222 км. На костюме последнего участника эстафеты – фигуриста Алена Кальма – был закреплён микрофон, и в момент зажжения огня зрители на стадионе могли услышать сердцебиение спортсмена.

 

Факел Гренобля-68 был выполнен из листовой меди, покрытой бронзой. Набалдашник на конце факела надёжно укрывал факелоносцев от случайных ожогов. Всего было изготовлено 33 таких факела. Позднее подсчитали, что в ходе эстафеты на поддержание огня было потрачено 75 тонн топлива.

 

 

 

1972 г. Саппоро (Япония). Высота факела – 70,5 см. Количество факелоносцев – 16200 человек. Протяжённость эстафеты – более 5000 км. Более 16000 факелоносцев приняли участие в эстафете, пробежав с олимпийским факелом более 5000 км – такое же расстояние, как от центра Москвы до Якутска или Мумбаи (Индия).

 

Произведение архитектора Мунемичи Яраги – очевидное отступление от традиций японского минимализма. Факел Саппоро – творение скорее футуристическое. В массивную рукоятку вкручивался цилиндр с огнем длиной 55 см.

 

 

 

1976 г. Инсбрук (Австрия). Высота факела – 74,5 см. Протяжённость эстафеты – 1590 км. Финалом эстафеты стало зажжение двух чаш олимпийского огня, чтобы подчеркнуть тот факт, что Олимпийские зимние Игры в Инсбруке проводились дважды: в 1964 и 1976 гг.

 

Факел Олимпиады в Инсбруке украшала объёмная олимпийская эмблема с пятью кольцами. Чаша у этого факела отсутствовала, зато внизу, отделяя рукоять от «ствола», присутствовало широкое кольцо. Как и в случае с факелами токийской и мюнхенской олимпиад, факел своим обликом чем-то напоминал короткую рапиру.

 

 

 

1980 г. Лейк-Плэсид (США). Высота факела – 74 см. Количество факелоносцев – 52 человека. Протяжённость эстафеты – 12824 км. Дистанция эстафеты олимпийского огня в США составила 1600 км, а приняли в ней участие 26 мужчин и 26 женщин: каждый из них бежал с факелом несколько раз на протяжении эстафеты.

 

 

 

1984 г. Сараево (Югославия). Высота факела – 65 см. Количество факелоносцев – 1600 человек. Протяжённость эстафеты – 5289 км. У этой эстафеты было два маршрута на территории Югославии: на дистанции был зажжён второй факел от пламени, доставленного из Греции.

 

Факел Олимпиады в Сараево заказывали специалистам японской компании. Поэтому дизайн факела получился минималистичным.

 

 

 

1988 г. Калгари (Канада). Высота факела – 60 см. Количество факелоносцев – 7342 человека. Протяжённость эстафеты – 18000 км. Более 7 миллионов заявок от жителей Канады было подано на конкурс, в котором разыгрывалась возможность стать участником эстафеты в преддверии Олимпийских зимних игр 1988 года.

 

На олимпийский факел Калгари-1988 нанесли следующие слова: «Быстрее! Выше! Сильнее!». По задумке, символ Олимпиады должен был напоминать самое знаменитое здание города – Calgary Tower. Примечателен тот факт, что рукоятка факела были изготовлена из древесины клёна, символизирующего Канаду.

 

 

 

1992 г. Альбервиль (Франция). Высота факела – 43 см. Количество факелоносцев – 5500 человек. Протяжённость эстафеты – 5700 км. Факел для эстафеты создал известный французский дизайнер Филипп Старк. Материал – сталь с позолоченным обрамлением. Один из самых коротких факелов в истории олимпийских игр.

 

 

 

1994 г. Лиллехаммер (Норвегия). Высота факела – 154 см. Протяжённость эстафеты – 6000 км. У эстафеты в преддверии Игр 1994 года был эффектный финал: норвежский спортсмен Штейн Грубен был одним из последних участников эстафеты и прыгнул с зажжённым факелом на лыжах с трамплина.

 

Самый тонкий и длинный факел в истории Олимпийских игр. Материалы: рукоять – норвежская берёза, чаша – металл. Создатели факела дали ему поэтическое имя – «Пэра».

 

 

 

1998 г. Нагано (Япония). Высота факела – 55 см. Количество факелоносцев – 6901 человек. Протяжённость эстафеты – 1162 км. Как и на нескольких олимпиадах ранее, от огня, доставленного из Греции, были зажжены ещё два факела, после чего эстафета продолжилась в Японии по трём разным маршрутам.

 

Форму зимнего символа Олимпиады в Нагано позаимствовали у древнего японского факела таймацу.

 

 

 

2002 г. Солт-Лейк-Сити (США). Высота факела – 83,5 см. Количество факелоносцев – 12012 человек. Протяжённость эстафеты – 21725 км. Согласно концепции факела «Зажги огонь внутри себя» впервые чаша была сделана таким образом, что пламя горело внутри неё. По мысли создателей огонь в факеле должен был пылать внутри льдинки, которая была выполнена из стекла. Символ зимней Олимпиады-2002 был выполнен с напылением серебра и меди.


  


2006 г. Турин (Италия). Высота факела – 78,5 см. Вес – более 2 кг. Количество факелоносцев – 10001 человек. Протяжённость эстафеты – 11300 км. Во время эстафеты пламя олимпийского огня пересекло границы 7 европейских стран: Греции, Франции, Сан-Марино, Словении, Австрии, Швейцарии и Италии.

 

 

 

2010 г. Ванкувер (Канада). Высота факела – 94 см. Количество факелоносцев – 12000 человек. Протяжённость эстафеты – 45000 км.

 

Этот факел стал последней работой испанского дизайнера Лео Обстбаума, который скоропостижно скончался за год до начала Игр. Форма факела ассоциируется со снегом, зимой и лыжными видами спорта.

 

 

 

2014 г. Сочи (Россия). Высота факела – 95 см. Количество факелоносцев – 14000 человек. Протяжённость эстафеты – 65000 км. Эстафета олимпийского огня «Сочи-2014» станет самой масштабной в истории Игр.

 

Источники:

http://nlo-mir.ru/newnews/24450-fakely-vseh-zimnih-olimpijskih-igr-65-foto.html; http://kate-goria.livejournal.com/303454.html, http://www.popmech.ru/article/14611-gori-gori-yasno/photo/31813/#foto; http://www.krasm.com/about/kmz.aspx?DocId=2300&ItemId=15, http://www.olympic.org/photos/sochi-2014; http://www.gctc.ru/main.php?id=2190; http://www.kolomnagrad.ru/2013-04-30-06-02-09/4118-10102013-.html;http://www.federalspace.ru/19637/, http://ria.ru/space/20131015/970171777.html; http://tsskb-progress.ru/novosti/raketa-kosmicheskogo-naznacheniia-soiuz-fg-s-transportnym-pilotiruemym-korablem-soiuz-tma-11m-vyvezena-na-gagarinskii-start.html; http://www.tsenki.com; http://torchrelay.sochi2014.com/istoriya-fakela

 





Пресс-служба ФГУП ЦНИИмаш


Другие новости по теме:


Все новости...

Справочная информация

 

 

Контактная информация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

Россия, 141070, Московская область, г.Королёв, ул.Пионерская, д.4

т. (495) 513-59-51
ф. (495) 512-21-00

e-mail: corp@tsniimash.ru
© 2000-2017 ФГУП ЦНИИмаш
На печать Карта сайта На главную